Драки и конфликты между детьми - что делать и как предупредить.
24.06.19
Рассказывает Усманова Ситора, основатель и генеральный директор сети детских садов и начальных школ LogoGarden
Драки между детьми - явление довольно частое. Не всегда дети могут найти способ спокойно обо всем договорится. Но это и не удивительно, даже взрослые иногда не могут:)
Родители испуганно задают вопросы: “Почему мой ребенок подрался? Что я делаю не так?” и “Что мне делать, когда на моих глазах дети начинают драку?”
Давайте разбираться! А главное давайте определимся, что мы хотим: регулярно воспитывать и наказывать или помочь ребенку изменить поведение в дальнейшем.
Если хотим помочь, то важно понимать, что любое поведение ребенка - это отражение его состояния и месседж или, даже если хотите, крик нам взрослым: Я не справляюсь! или Я справляюсь вот так! А еще понимаем, что на любое изменение необходимо время, системность действий и поддержка любого маленького шага.
Когда ребенка переполняют эмоции, он устал, голоден, не хватает внимания, не получил необходимого, он может включить модель нападения/атаки, или другие агрессивные модели поведения, которые наблюдал в мультиках или компьютерных играх, или уже испытал раньше по отношению к себе со стороны других детей или взрослых.
Простые правила, что делать, если на ваших глазах разворачивается драка между детьми.
Правило 1. Не включайтесь эмоционально сами и сохраняйте самообладание! Чтобы сохранить спокойствие, перед тем как что-то говорить или ринуться “в драку”, сделайте мини-паузу - 1-2 вдоха/глубоких выдоха.
Правило 2. Если это происходит не с вашим ребенком на территории нашего сада-школы, зовите на помощь педагогов или воспитателей. У педагогов Ребята Букварята есть отдельная инструкция, как действовать в таких случаях. Если конфликт происходит на другой детской площадке, включайтесь только тогда, когда это ваш ребенок или, если дети не ваши, но их родителей нет рядом, а им угрожает опасность - и только, чтобы разнять и переключить внимание.
Если вам придется самостоятельно уладить этот конфликт, действуйте спокойно, решительно без лишних эмоций, слов и главное не становитесь на чью-то сторону! Будьте беспристрастным арбитром!
Чтобы погасить конфликт быстро и эффективно:
1. Спокойно и четко попробуйте остановить ребят словами «Стоп, опасно!», а лучше спокойно разнять без слов. Обычно дети в драке ничего не слышат. При необходимости встаньте между ребятами и/или аккуратно разведите драчунов руками.
2. Постарайтесь переключить внимание детей, можно даже самыми неожиданными способами, какие вам только придут в голову.
3. Если кому-то больно, вдруг появилась кровь, проведите короткий осмотр: больно? где больно? Возможно нужны вода, салфетки, и т.д.
4. Дайте время детям успокоиться и прийти в себя. Возможно понадобится “выпустить пар” - выплакаться. Вы со своей стороны ситуацию не комментируете. Только спрашиваете больно, не больно каждого, умеренно сочувствуете «больно, понимаю» и предлагаете помощь.
5. Только когда градус эмоций снизился, можно начать разговор. Дайте возможность каждому по очереди высказаться: вначале о том, что случилось, потом - о своих чувствах. Обвинения переводим в нейтральное русло.
Совет:- Предложите начать говорить первому, кто был пострадавшем в конфликте (если вы успели это заметить).
- Предлагаем говорить используя “Я” вместо “ты”, говоря о чувствах, что произошло.
6. После того как все высказались о том, что произошло и почему переходим к тому, как можно решить было ситуацию по-другому, и что сделаем, если она повторится. Снова по очереди.
7. Уточняем, все ли согласны с решением, что именно так мы поступим в следующий раз. Предлагаем детям повторить алгоритм решения.
8. В знак согласия и перемирия пожимаем друг другу руки и/или обнимаемся.9. И последнее, но не менее важное:) Спрашиваем (сначала пострадавшего): Как ты (называем по имени) чувствуешь себя теперь? А как ты (имя) чувствуешь себя теперь? Ребята, хочу поблагодарить тебя (имя) и тебя (имя), что вы всё-таки помирились, договорились и знаете как поступать в следующий раз. А теперь нас/ вас ждут ... вперед ...
Чего делать НЕ СТОИТ:
В разгаре конфликта не говорим и не кричим - в этот момент обычно никто ничего не слышит. Это частая ошибка - пытаться выяснить с ребенком что-то, пока он пребывает в эмоциях, часто в состоянии аффекта.
Разнимая, не используем имена детей. Дети могут не откликаться, так как по имени к ним часто обращаются в негативном контексте.
Не играем в игру «плохой/хороший» «жертва/тиран». Эти роли дети впитывают и потом манипулируют ими.
Не стоит в момент конфликта воспитывать детей. Ваша цель - не наказать за то, что уже случилось, а примирить и изменить поведение в дальнейшем. Поэтому все беседы между участниками только, когда успокоились.
Не рассказываем как было, как не надо и почему так не надо. Концентрируемся только на решении конфликта и как надо поступать в будущем.
Не спрашиваем, почему так поступил, если ребёнок сам не сказал или сказал не сразу. Даже взрослые не могут часто объяснить причины поступков. Это не тема для обсуждения здесь и сейчас.
Не вступаем в перепалку с другим взрослым - так мы детям, не смотря на слова и все поучения, даём совершенно другой месседж - это тебе конфликтовать, ругаться, драться нельзя, а взрослым можно. Как вы думаете, чему ребёнок выберет следовать вс следующий раз? Словам или поведению?
И главное! Никаких оценок и ярлыков. Наша задача научить детей, как нужно вести себя так, даже если нет взрослых, и сделать это моделью поведения, а не наказывать, запугивать и ругать. Это не ведет к изменениям!
Не провоцируйте обиженного ребенка на драки: «Дай сдачи ему в ответ, если он тебя ударит! Ответь ему тем же!» Это не научит ребенка решать конфликтные ситуации, а будет учить включать агрессию или копить чувство бессилия и ждать момента, когда можно будет выплеснуть чувства на обидчика. Это может привести к серьезным последствиям.
Совет:
Если детям до 4-5 лет , нужно: переключить внимание, помочь успокоиться, меньше говорить, больше делать. Коротко выяснить у каждого, что он чувствует и что произошло. Показать, как действовать в следующий раз. Попросить каждого повторить или показать. Пожать руки, вспомнив, что спортсмены после соревнований жмут руки и обнимаются. Но не настаивать.
Если детям от 5 лет: даем выпустить пар, успокоится, предлагаем сразу же присесть и обсудить сложившуюся ситуацию. Хорошая идея - использовать «предмет мира» (любой, который окажется под руками, только не камень